Причины речевых нарушений.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.
Выделяют следующие причины речевой патологии:
1. Внутриутробная патология (тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое «готическое» небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.
2. Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны коры головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка — вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.
5. Различные неблагоприятные влияния окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут вызвать нарушения различных сторон речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Возрастные рамки начала появления данного явления указаны средние, на начальных этапах развития индивидуальные различия могут достигать нескольких дней, а на поздних – несколько недель.
С 3 недели – вокализации, это короткие или певучие звуки, в которых выражается состояние ребенка (вскрики, визг, гукание );
1 месяц – при звуках речи может перестать плакать, сосредоточиться;
1 - 3 месяца – ребенок улыбается, если к нему обращаются с речью;
1 - 3 месяца – поворачивает голову по направлению к источнику звука;
1,5 – 3 месяца – гуление: произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г», постепенно появляются звуки а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу;
3 – 5 месяцев – произносит гласные и согласные звуки во время гуления, появляются звуки гн-агн, ля-аля, рн и т. п.;
5 месяцев – мягкие гласные: «я» и «и» чаще в сочетании с согласным;
6 месяцев – остаются звуки только родного языка;
6 – 7 месяцев – гуление переходит в лепет, произносит одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». Ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов;
7 месяцев – узнает голоса близких;
7 – 9 месяц – появляются «п», «т», «д», «н», зубные и зубно-носовое «нг»;
8 – 9 месяцев – реагирует на свое имя;
8 – 11 месяцев – начинает понимать слова и жесты, подражает звукам речи взрослых;
9 месяцев – хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами;
9 – 10 месяц – появляются «в», «ла», «с» и очень отчетливо «к» и «г».
9 – 10 месяцев – появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова, соответствующие лексической системе данного языка;
10 - 11 месяцев – прислушивается к речи, музыке, понимает названия отдельных предметов, поворачивает к ним голову, может показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;
11-13 месяцев – появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»;
12 месяцев – словарь из 5 – 9 слов, появляется звук «о»;
1г. 6м. – может произнести 20 - 50 слов, "говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д.;
1г 8м – 1г и 10м – Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный;
2 года - понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ,) и сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;
2г. – 2г. 2м. – говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Словарь ребенка- 50 – 200 слов;
2г. 2м. - 2г. 6м. - Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка".
2г. 6м. – словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3 – 5 слов;
3 года – повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Правильно использует множественное число, правильно использует местоимения «Я», «ты», «он». Выдумывает забавные словечки и выражения. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст. Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000 слов;
3 – 4 года – различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?». Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё;
4 года – должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц. Исчезает смягчённое произношение согласных. Словарь 1600 – 2000 слов;
4 – 5 лет – употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы;
5 лет – использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Словарь 1900 – 2200 слов;
5 – 6 лет – употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного опыта; небольшие рассказы творческого характера. Словарь к 6 годам до 3000 слов;
6 лет – должен правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
6 – 7 лет – расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания ( ни свет, ни заря, на скорую руку и др.). Употребляют разные части речи точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности.
Основные направления медицинской и педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.
1.Лечебные мероприятия:
- медикаментозное лечение (по показаниям),
- гомеопатия (по показаниям),
- фитотерапия (по показаниям),
- психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),
- физиотерапия (по показаниям),
- массаж,
- лечебная физкультура.
2. Развитие познавательной деятельности.
3. Развитие речи:
- развитие понимания обращенной речи;
- развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
- развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
- развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
- работа над дыханием и голосом;
- работа над темпом и ритмом речи.
4. Логоритмика.
5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.
6. Формирование математических представлений.
7. Подготовка к обучению грамоте.
8. Физическое развитие.
9. Эстетическое воспитание.
10.Социальная адаптация:
- формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
- формирование представлений о самом себе.
Асия, мама Нурс...